Как и обо всем остальном.
Оно было — ощущение завершенности и осветленной, как сок, тоски.
Ощущение конечности пути и спидометр мгновений.
И все уходило. Ускользало. Заканчивалось.
Грустно и животворяще.
И не верилось, что это все.
Самое трудное — это отпустить.
Отпустить руль.
Историю.
Брата.
Дин с паникой во взгляде.
Дин с поднятыми руками и слезами на глазах.
Но он не сдается.
Он говорит: я тебя не оставлю.
Я. Тебя. Не оставлю.
И горькая усмешка, когда Сэм возвращает ему личную свободу.
Свободу жить нормально и яблочно.
И отчаяние в его голосе:
It's Sam!
Сэм с высеченной решительностью на лице.
Сэм и его пальцы на пластике бутыли с кровью.
Сэм и его просьба.
Не. Возвращай. Меня.
Сэм вырос. Сэм сумел.
Люцифер в Сэме.
Дьявольски красив и опасно притягателен. Жесток и утончен.
Как Джаред играет Люцифера... Одно выражение глаз чего стоит.
Ледяная ласка, власть, самообладание и эти учтивые манеры.
There we are.
И — незабываемый ряд флешбеков, убыстряющийся, как пульс.
И — Сэм вспоминает все.
Себя с Дином. В Дине его спасение.
Его способ самосознания.
И Люцифер отогнан на задний план.
Love is reason.
Always love.
Подвигов и преступлений.
Боли и счастья.
Приобретений и потерь.
Кровопролитный смысл бытия.
Когда я после этой серии ехала в институт, я пропустила свою остановку.
Я думала.
Это не выкинешь из головы.
Дженсен говорил, что финал 5 сезона — это именно то, чем Крипке хотел закончить сезон изначально.
В 6 будет уже совсем другая история.
Вот он — эпилог Винчестеров.
Это не happy end.
Это не un-happy end.
Самый простой критерий, по которому можно определить конец фильма — они остались живы или умерли. Фактически Сэм умер, а Дин жив. Середина на половину.
Но здесь стерты границы между жизнью и смертью, и уже очень давно.
В финальной сцене, которую условно можно считать открытой, переплелись, как пальцы влюбленных, недостижимое счастье и беспробудное
Сэм (призрак? дух? просто Сэм?) смотрит с улицы на освещенный дом, где находится все, о чем мечтал Дин. Обычная семья, в которой нет кого-то очень важного.
Там нет Сэма.
Сэма — мучительной привязанности Дина, его безграничной любви и безграничной ответственности.
Дин свободен. Ему больше не надо присматривать за Сэмми. Сэм теперь все решает сам. И Сэмми решил.
И тут, my friends, акции Сэма взлетают на недосягаемую высоту.
Сэм сделал все, чтобы Дин был в порядке. Чтобы Дин получил то, чего он достоин. Сэм взял с него обещание.
Это самое трудное, даже Дин не смог в 2.21. Самое трудное — отпустить любимого человека. И быть счастливым, потому что он счастлив. Пусть без тебя.
Это и есть искупление Сэма. За все. Любовь есть его искупление.
Вот только Дин не совсем счастлив без Сэма в этой хорошей, обычной жизни с ее обычными проблемами. И вряд ли будет.
И Сэм, где и кем бы он ни был, тоже чувствует пустоту.
И, обустроив это расставание soulmates, глядящих на звезды с капота Импалы, Крипке поступил жестокосердно и мудро.
Потому что Дин — нормальный парень с традиционными ценностями, которому нужна нормальная семья (жена, дети, телевизор) и покой после всех передряг, в которые он был втянут. Свихнут он не более, чем полагается. Он боролся за все эти семьи, всех этих людей, и лишь робко лелеял внутри мысль о своей собственной.
А с Сэмом нет покоя. Не больше, чем на 4 часа любования ночным небом.
Потому что Сэм — это Сэм, жизнь которого была фактически спланирована, как и люди в этой жизни. Кроме Дина. Сэму нет места в нормальной жизни и мире без монстров. Он скрадывается тенями не вернется в Стэнфорд никогда. Сэм — это Сэм, с ним всегда сложно. Сэму больше нечего здесь делать, раз Дина он устроил и свою миссию выполнил.
Это я о каноне сейчас говорю...
И дороги расходятся, Импала становится в гараж, а охота Винчестеров заканчивается.
На этом месте.
Крипке гениален.
От него сладкая горечь в мозгах.
Наверное, он бог, как и Чак.