Недавно мы с братом поставили "Дориана Грея". Редко что-то смотрим вместе в последнее время. Брат тут же окрестил фильм "Дорианом Геем", после чего, в принципе, просмотр был сорван.)) Хотя, учитывая отношения Дориана и Бэзила, не так уж он был и не прав. У нас имелись чипсы, газировка с тайским ананасом и скептицизм. Брат сказал: "Прошло уже 10 минут, где экшн?" Я же каждые 10 минут вопила: "Врешь, в книге такого не было!" После двукратного прочтения прозы Оскара Уайльда я имела право на сей глас возмущения, пожалуй.
В целом кинематографическая картина посвящена живописанию порока в раме необходимого моралите. В итоге брат сказал, что они потратили все спецэффекты на червяка, выпадающего из портрета Дориана. Мне спецэффекты, примененные к злосчастному портрету, не понравились вообще. Потому что собственно портрет — это совесть Грея, это его бесконечная галлюцинация, его испорченное зеркало. Спецэффекты огрубляют все в мистическом плане, злая ипостась Грея просто искусственна, как монстр в компьютерных играх, картине на хватает психологизма изображения.
В этом фильме есть два момента, которые отлично сработали в других лентах, но здесь слиты подчистую. Это уже упоминавшиеся компьютерные эффекты, сделавшие макабричность "Константина" воистину адской, и сцена насилия из детства Дориана Грея (которой в тексте, вот неожиданность, не было, ибо Дориан Уайльда — чистое полотно во всех смыслах, его прошлое несущественно). В "Сонной Лощине" в сонных воспоминаниях Икабода Крейна обнариживалась просто бездна ужаса, потери и страха, обрисовывающая характер персонажа на "ура". Здесь же попытки мальчика спрятаться от трости деда выглядят столь неуместными по отношению к сюжету и автору произведения...
Сам Дориан Грей. Были минуты, когда я сомневалась, но были и такие мгновения, когда это был Дориан Грей, и никто другой. Красивый, холодный, безжалостный, рыдающий у ног своего безобразного портрета. Бену Барнсу неплохо удалось передать первоначальную неискушенную глупость, неинтересность Дориана, когда он был подобен сырой глине, и последующую виртуозную отточенность его светского лоска, яркость поведения. Но Грею Барнса не хватает холодного совершенства цинизма. Проговаривать афоризмы Оскара скороговоркой — моветон. Эти фразы надо смаковать.
Вообще каст Дорианов Греев приводит меня в недоумении, потому что, если это не мое субъективное ощущение, имидж этого вечного персонажа — белокурый молодой человек с нежной кожей и голубыми глазами, сияющий и цветущий, прямо-таки архангел Михаил ну или Кейт Бланшетт.)) Вместо этого Греев играют сплошь роковые шатены с темными глазами. (Стюарт Таунсенд в "Лиге выдающихся джентльменов"). Чего-то я не понимаю...
И последнее. Это не экранизация, а интерпретация Уайльда, и сия перезагрузка мне не по душе. Чтобы ассимилировать роскошный роман Уайльда, сценаристы выкроили из его аристократичной неспешности некий адаптированный к общественным вкусам лекальный проект с невероятными завихрениями сюжета. Очевидно, чтобы зрителю не было скучно. Появляются дед-тиран героя, взрослая дочь лорда Генри, в которую зачем-то влюбляется многоопытный Дориан, сцена "возвращение юного Грея" (сильная, на самом деле, сцена, но не к месту) и тому подобные глупости. Финал вообще из рук вон как мейнстимен. Понимаете, в оригиналу Грею не нужно было никакого постороннего давления (лорда Гэнри, пожара, угрозы разоблачения), чтобы однажды утром проснуться и заколоть ненавидимый портрет, а значит, и себя. Его свобода была рабством, и он просто скинул цепи.
Из Оскара Уайльда выкинули здесь тему искусства, подменив ее декоративностью, а значит, проиграли. Грей — он был эстет и коллекционер. Когда я говорила о Люцифере товарища Падалеки, то я сразу сказала: "Смотрите, это Дориан Грей. Он прекрасен, он ценит прекрасные творения, но это не значит, что он способен сохранить их красоту."
В этом фильме нет ни трущоб, ни игры Сибиллы Вейн в театре, ни блеска драгоценных камней, которые Дориан перебирал дрожащими пальцами. Вот так и вся картина — театр, где никто не играет. Печально, ибо зачем тогда вообще театр и искусство. Достоинства у фильма имеются, они описываются стандартной формулой "сделать красиво". Символизм почти что не прощупывается, хотя и введен на начальной стадии.