Режиссер Лассе Хальстрём меня беспокоит. Он делает социализированные мелодрамы, которые выглядят одновременно мило и гадко. Скандинавские режиссеры в силу происхождения часто имеют тягу к общественным проблемам. Наверное, это ментальное. Обратное от показного благополучия этих стран. Халльстрём не исключение, но срез, который он дает, всего лишь яркий фон для его героев. Чтобы было интереснее и чуть мучительнее. Но между тем все эти уродливые проявления действительности волной огибают персонажей, занятых любовными переживаниями. С повседневными ужасами же Халльстрём не делает ничего принципиального. Он не обличает их, не гневается, не губит ими, не дает пути решений. И вообще у суровой действительности с скандинавом ничего общего, кроме названия.

В свой каноничный, я считаю, фильм "Правила виноделов" неугомонный Халльстрём умудрился запихать сиротский приют, аборты, сбор яблок, совершенно неполиткорректный инцест в негритянской семье, коллекционные автомобили 40-х и Тоби Магуайра. Это не считая золотых волос Шарлиз Терон, граммофонных пластинок и кинотеатров под открытым небом. Да, фильмы Хальфстрёма чем-то похожи на музеи, опись имущества или собрания сочинений на тему.

Но между тем датчанину весьма удаются условно исторические картины, такие как "Шоколад", посвященный какао-бобам, положению женщины и праве на индивидуальность (а также ищите религиозные догматы, афродизиаки и Джонни Деппа). И еще — "Казанова", очаровательно легкомысленная комедия, тоже о феминизме, а еще фехтовании, женитьбе, кардиналах и каналах Венеции. Эти фильмы удались, потому что Халльстрём изменяет мифологическим образом положение вещей.

"Дорогой Джон" же опять бросает нас в пустое пространство между лирическими героями и несимпатичным миром. То светло, то уже темно, и никаких сумерек перехода. Из 2001 в 2007 год, и никакой бомбежки Ирака между. И как бы ни сыпал Халльстрем в зазор свою фирменную социальную рекламу и сентиментальные мизансцены, это пространство не заполнить. Библиографический список нынче таков: терракты 11 сентября, зеленые береты, аутизм, лазанья, лошади, письма, больницы и монеты. Сама же красота истории к концу фильма совершенно теряет форму, становясь чем-то вроде обыденного соцреализма, лишенного эмоциональных красок в угоду достоверности. Беда искусственного соцреализма всегда крылась в том, что художественно он был неинтересен всем, даже партии. Та же беда с Халльстрёмом в буржуазной Европе.

@настроение: решительное

@темы: holy wood, movie